Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Формирование грамматического строя речи у детей  дошкольного возраста

Дата: 29 января в 16:41, Обновлено 29 января в 16:43

https://du8.polotskroo.by/files/00945/obj/140/18543/ico/imgonline-com-ua-Compressed-6OK6WURdf0WMKtB.jpgУ многих детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамматически правильное его использование): дети с трудом могут подобрать нужное слово, неправильно употребляют предлоги, изменяют окончания слов, не согласуют слова между собой и т.п.  А ведь речевое развитие детей является одним из важнейших компонентов их готовности к школьному обучению. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Бедность словаря очень мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря  –  это признак хорошо развитой речи и показатель высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря и грамматически правильной  речи  – один из важных факторов подготовки к школьному обучению и профилактики нарушений письма и чтения. Поэтому так необходимо вести работу по их формированию уже в дошкольном возрасте.

Предложенные вашему вниманию задания желательно проводить в игровой форме: в виде соревнования («Кто больше?», «Самый сообразительный» и т.д.), с мячом, с игрушками, используя разный иллюстрационный материал. У вас нет времени? На кухне во время приготовления еды можно проводить игры на обогащение словаря ребёнка ("Вкусняшки". Давай вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет "вкусное" слово и "кладёт" на тарелочку, затем вы.) По дороге в детский сад и из него, при посещении магазинов, при визите в поликлинику… необходимо только ваше желание и терпение. Обязательно поддерживайте у ребенка желание заниматься, поощряйте малейшие успехи и учите преодолевать трудности. Желаем вам в занятиях успехов, удовольствия в общении!

Грамматический строй речи

Словообразование

  • «Назови ласково и сделай маленьким» (образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). У меня есть волшебная палочка. К чему бы она не прикоснулась, все становится маленьким: был стол – стал столик…Кровать – кроватка; стул – стульчик; ведро - …,воробей -…и т.п.
  • «Из чего сделано?» Образование относительных прилагательных: Кораблик из бумаги – бумажный кораблик. Шуба из меха…Стол из дерева…Рыбка из стекла…Снегурочка из ваты …Хлопушка из бумаги …Лошадка из картона …Звёзды из пластмассы …Машина из металла…Снежинка из полиэтилена…Баба из снега …
  • «Назови детенышей», «Назови птенцов» (в единственном и множественном числе). «Измени по образцу»: У мамы с папой родился ребенок. У животных рождаются детеныши, у птиц вылупляются птенцы. А кто родился у коровы? А если не один? (телята) У собаки - …, у козы - …, у волка - …, кто вылупился у грача -…(грачата, грачонок).

У котят мама - кошка, а папа - кот. У щенят мама…, а папа …, у телят мама …, а папа … и т.д.

  • «Доскажи словечко». Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит). Шофёр к машине … (подходит).Девочка с горы …(съезжает).Старушка через улицу … (переходит).Девочка через лужу … (перепрыгивает).Птичка из клетки … (вылетает).
  • Образование сложных слов Пыль сосет – пылесос, сам летает -…, сам катится -…, сам варит -…, везде ходит -…, по луне ходит -…, сено косит -…, землю пашет -…, мясо рубит -…, кофе варит -…

Словоизменение

  • «О чем ты мечтаешь?» (употребление существительных в предложном падеже)Платье – я мечтаю о платье. Туфли – я мечтаю о…
  • «Один – много». Взрослый называет 1 предмет, ребенок много, потом наоборот. Стул - стулья… Столы - стол…
  • «Есть – нет» Ребенок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет…». У меня есть свежая капуста. – А у меня нет, свежей капусты.
  • «А у меня нет…» (существительные единственного числа в родительном падеже). Взрослый: У меня есть яблоко. Ребенок: А у меня нет… У животных есть хвосты. А у тебя нет (чего?)? У тебя есть брови, а у птиц нет (чего?)…
  • «Сосчитай-ка» (согласование числительных с существительными) Считай до пяти по образцу: Один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров
  • «Скажи правильно» Исправь предложение и скажи правильно. В корзине лежит один (огурцы). В лесу растёт много (дерево). В зоопарке мало (зверь). У меня меньше (ягода), чем у Вовы. Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света. В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Подготовила: учитель-дефектолог  С.И. Борисенко

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.